В живописи Тханка нет центрального, объединяющего всю композицию
освещения. Каждый объект - прозрачная лучезарная
форма, как бы светящаяся изнутри. По-этому, вначале все объекты
тонируются, без признаков света и тени, потом наносится
"тень": от контура к ценру, все менее насыщенным
раствором пигмента. При этом контур может быть совешенно
независимого цвета. Это может
быть и дополнительный цвет и просто более насыщенный
цвет от того, которым делалась заливка.
Контур тоже
может быть самого неожиданого оттенка, но есть
предпочтения. Холодные цвета заливки чаще оттеняют
индиго. Теплые - кармином. Этим же цветом создается и контур. Иногда цвет контура и оттенения принципиально разные цвета.
Иногда в цвет заливки,
добавляется, например, индиго.
Цвета в традиции тибетского будизма говорят о
принадлежности объекта к одному из будда-семейств. Их
пять:
Белый цвет является цветом Будды Ваджра.
Белый цвет не поглащает световую волну,
полностью отражает все попытки проникновения. Однако он
обладает и природой светоносности, блеска и отражения.
Белому цвету соответствует эмоция гнева. В тантристской традиции гнев
трансмутируется в "зеркалопадобную" мудрость. Семейство
Ваджра связанно с элементом воды. Гнев, переживаемый как
агресия, желание защитится, - это вздыбленный опасный
поток. Но воде, в ее спокойном, естественом состоянии
присуща прозрачность ясность, отражение "того что есть".
Это мудрость, падобная зеркалу. Белый цвет тела Будды,
Бодхисатвы, Йдама или Защитника говорит о его
принадлежности к семейству Ваджра и одновременно
характере его активности. Одежды Бодхисатв пяти цветов,
и былый цвет в этом аспекте - проявление Ваджра.
Направление Ваджра - восток, время суток - утро, время
года - зима. Ваджра также связанна с кристалической текстурой.
Желтый
цвет принадлежит Будде Ратнасамбхаве.
Это луч солнца и блеск золота -
богатство и процветание. Цвет спокойствия и уверенности.
Ратна связана с элементом земли, и соответственно, с ее
основными качествами: устойчивостью, плотностью,
плодородием и богатством. Эмоция, связанная с семейством
Ратнасамбхава - гордость, которая посредством
тантрических практик переживается, как мудрость
равностного отношения ко всем существам. Характерное
время года - золотая осень, а время суток - середина
дня.
Зеленый
цвет Будды Амогасидхи.
Здесь трансформируется зависть и
ревность в мудрость "всесовершающего" действия. Это
движение, активность и открытость. Время года - лето:
все зеленеет, цветет, набирает сил. Будда Амогасидхи
работает с энергией ветра. Время суток его найбольшей
активности - конец дня, когда солнце уже зашло.
Красный
цвет страсти и привлекательности.
Является цветом Будды Падмасамбхава. Это
стремление к объединению и желание обладать. Страть
трансмутируется в мудрость различающего самосознания.
Это понимание того факта, что объекты и явления по своим
качествам и активности различаются. Страсть - это так же выбор, предпочтение одного, перед всеми остальными. Доминирующий
элемент - огонь. Семейство Падмасамбхава связанно с
ранней весной и закатом солнца.
Синий
цвет связан с пространством.
Это простор неба и океан существования,
которому нет конца. Цвет Будды Акшобья.
Акшобья работает с энергией глупости и безразличия,
которая преображается в мудрость непостижимости, в которой нет конца или "дна" - "всепроникающую". Время суток - ночь, что
касается времени года, то возможно это - глубокая осень
или зима, т.е. приостановление любой активности, "сон".
Элемент - кислород.
Эти качества, свойства цвета всегда
учитываются в тибетской иконографии. Тела Будд и
пятицветные одежды Бодхисатв, всегда определенно того
или иного цвета из пяти основных. Что касается
второстепенных элементов, то здесь художник может
положиться на свой вкус. Черный и фиолетовый цвета в
Тханка почти применяются.
Продолжение
следует
* - материал взят из лекций Марианны ван дер Хорст-Лем,
Андрея Терентьева и книг Алмазного пути. Если Вы
заметили какие-либо ошибки, или есть желание поделиться
материалом - пишите. |