Вовлеченность в процесс создания Тханок предполагает высокий уровень художественного мастерства, которое приходит постепенно, с годами практики рисования
и медитации. Как и рисование Тханок, так и другая деятельность, связанная с этим искусством (организация ретритов, спонсорская деятельность, покупка,
продажа и т. д.) - является практикой Дхармы. Поэтому, все, что изображается на Тханках имеет символический смысл, связанный непосредственно с
определенными аспектами учения Будды.
Все предметы имеют то или иное количество составляющих (8 спиц в колесе Дхармы и др.) Объекты имеют определенный цвет и украшения -
все это связанно с тем, что Тханка - объект медитации. Здесь также используются образы, которые производят определенное впечатление или вызывают
соответствующую эмоцию, или показывают какие-либо качества того или иного Будда-аспекта: поэтому без определенных знаний мы не можем вполне понять, что мы видим на Тханке и
почему это изображенно так.
Что касается истории уже сложившейся традиции изображений - дворцы,
деревья Бодхи, различные виды цветов и
подношений; дизайн символов счастья,
орнаментов, драгоценностей: все это является спецификой
индийского стиля.
Что касается истории уже сложившейся традиции изображений - дворцы,
деревья Бодхи, различные виды цветов и
подношений; дизайн символов счастья,
орнаментов, драгоценностей: все это является спецификой
индийского стиля.
"Восемь Благоприятных Символов" встречаются практически на всех тханках:
зонтик от солнца;
две золотых рыбы;
лента, не имеющая концов;
знамя победы;
колесо Дхармы;
ваза великих сокровищ;
лотос.
Очень популярны также "подношения", которые символизируют открытие учению всех аспектов повседневной жизни практикующего. Подношения устанавливаются на алтаре, а
на Тханках они изображаются внизу, под центральной фигурой. Это:
вода очищающая;
вода утоляющая жажду;
еда - подношение вкуса;
благовония - подношение обаняния;
цветок лотоса - подношение прекрасного (зрение);
музыкальный инструмент или раковина - подношение слуха;
шафран - подношение обладаний в материальном мире;
серьги короля и королевы - подношение практики, т.к. - это атрибуты Архатов.
Многие символы связанны с событиями жизни Будды Шакьямуни. Вот несколько примеров.
Зеркало. Этот подарок был преподнесен Будде богиней, перед тем как он повернул колесо Учения в первый раз.
Чаша с пахтой (взбитое молоко). Эта чаша была преподнесена Будде дочерью крестьянина по имени Сударша. По другим источникам её звали Суджата.
Считается, что боги велели ей накормить Будду, который в этот период находился в глубокой аскезе и ничего не ел. Она преподнесла ему рис и пахту в золотом сосуде.
Будда сказал, что ему не нужен сосуд, но девушка попросила его принять сосуд вместе с едой. После того как Будда поел, он преисполнился сил и направился к месту
достижения просветления. Золотой сосуд он опустил в воду и боги забрали его.
Трава "Дурва" (тибетск.) или "Куша" (санскр.). Эту траву для
устройства сидения под деревом Бодхи,
Будде подарил человек по имени
Мангалам. В тексте Соднама Цземо «Дверь,
ведущая в Учение» расказывается: Будда, который до достижения
просветления думал
о том, на чем он должен
сидеть для того, чтобы наступило
просветление. Он узнал, что все
предыдущие будды сидели на травяном
сидении. Справа от дороги продавец
трав собирал накошенную траву счастья
шанака, и Будда сказал ему: "Сегодня эта трава может принести мне
великую пользу: одолев Мару вместе с
его полчищами, я достигну высшего
просветления и покоя". И тот поднес
ему сноп травы, а также сине-зеленую
траву куша, похожую на шею павлина. На
месте достижения просветления,
аккуратно разложив траву верхушками
внутрь, корнями наружу, Бодхисаттва
обошел семь раз вокруг дерева Бодхи и
сел, скрестив ноги.
Фрукт "Билва" (тибетск.)или "Шрипхала" (санскр.). «Лучший плод». Нам это растение
известно, как "эгле мармеладная", у него шаровидные плоды 5-10 см. с
сладкой ароматной клейкой оранжевой
мякотью.Его подарил Будде бог
Брахма.
Белая раковина, закрученная направо. Она является
символом победы и проповеди Дхармы.
Раковина была подарена Будде богом
Индрой. Она является его атрибутом.
Синдура (санскр.) - "красная". Минеральная краска, которая очень
ценилась в Индии и применялась в
ритуальных целях. Эту краску подарил
брахман по имени Король-Звезда, как
нечто превосходящее знания.
Белая горчица. Это - вещество защищающее от
демонов. Горчицу подарил Будде защитник
Ваджрапани.
Кроме того эти предметы объясняют аспекты учения. Например, плод "Фрукт билва", - "лучший плод" : лучшее достижение и т.д.
Продолжение
следует
* - материал взят из лекций Марианны ван дер Хорст-Лем,
Андрея Терентьева и книг Алмазного пути. Если Вы
заметили какие-либо ошибки, или есть желание поделиться
материалом - пишите. |