Snow Clowd    
     

 
 
свет и цвет о гневных мастера галлерея ступа в Элисте символика link's тханка
 

подношения Вовлеченность в процесс создания Тханок предполагает высокий уровень художественного мастерства, которое приходит постепенно, с годами практики рисования и медитации. Как и рисование Тханок, так и другая деятельность, связанная с этим искусством (организация ретритов, спонсорская деятельность, покупка, продажа и т. д.) - является практикой Дхармы. Поэтому, все, что изображается на Тханках имеет символический смысл, связанный непосредственно с определенными аспектами учения Будды.

Все предметы имеют то или иное количество составляющих (8 спиц в колесе Дхармы и др.) Объекты имеют определенный цвет и украшения - все это связанно с тем, что Тханка - объект медитации. Здесь также используются образы, которые производят определенное впечатление или вызывают соответствующую эмоцию, или показывают какие-либо качества того или иного Будда-аспекта: поэтому без определенных знаний мы не можем вполне понять, что мы видим на Тханке и почему это изображенно так.

Что касается истории уже сложившейся традиции изображений - дворцы, деревья Бодхи, различные виды цветов и подношений; дизайн символов счастья, орнаментов, драгоценностей: все это является спецификой индийского стиля.

Что касается истории уже сложившейся традиции изображений - дворцы, деревья Бодхи, различные виды цветов и подношений; дизайн символов счастья, орнаментов, драгоценностей: все это является спецификой индийского стиля.

"Восемь Благоприятных Символов" встречаются практически на всех тханках:

 
зонтик от солнца;
две золотых рыбы;
лента, не имеющая концов;
знамя победы;
колесо Дхармы;
ваза великих сокровищ;
лотос.

Очень популярны также "подношения", которые символизируют открытие учению всех аспектов повседневной жизни практикующего. Подношения устанавливаются на алтаре, а на Тханках они изображаются внизу, под центральной фигурой. Это:

 
вода очищающая;
вода утоляющая жажду;
еда - подношение вкуса;
благовония - подношение обаняния;
цветок лотоса - подношение прекрасного (зрение);
музыкальный инструмент или раковина - подношение слуха;
шафран - подношение обладаний в материальном мире;
серьги короля и королевы - подношение практики, т.к. - это атрибуты Архатов.

Многие символы связанны с событиями жизни Будды Шакьямуни. Вот несколько примеров.

Зеркало. Этот подарок был преподнесен Будде богиней, перед тем как он повернул колесо Учения в первый раз.

Чаша с пахтой (взбитое молоко). Эта чаша была преподнесена Будде дочерью крестьянина по имени Сударша. По другим источникам её звали Суджата. Считается, что боги велели ей накормить Будду, который в этот период находился в глубокой аскезе и ничего не ел. Она преподнесла ему рис и пахту в золотом сосуде. Будда сказал, что ему не нужен сосуд, но девушка попросила его принять сосуд вместе с едой. После того как Будда поел, он преисполнился сил и направился к месту достижения просветления. Золотой сосуд он опустил в воду и боги забрали его.

Трава "Дурва" (тибетск.) или "Куша" (санскр.). Эту траву для устройства сидения под деревом Бодхи, Будде подарил человек по имени Мангалам. В тексте Соднама Цземо «Дверь, ведущая в Учение» расказывается: Будда, который до достижения просветления  думал о том, на чем он должен сидеть для того, чтобы наступило просветление. Он узнал, что все предыдущие будды сидели на травяном сидении. Справа от дороги продавец трав собирал накошенную траву счастья шанака, и Будда сказал ему: "Сегодня эта трава может принести мне великую пользу: одолев Мару вместе с его полчищами, я достигну высшего просветления и покоя". И тот поднес ему сноп травы, а также сине-зеленую траву куша, похожую на шею павлина. На месте достижения просветления, аккуратно разложив траву верхушками внутрь, корнями наружу, Бодхисаттва обошел семь раз вокруг дерева Бодхи и сел, скрестив ноги.

Фрукт "Билва" (тибетск.)или "Шрипхала" (санскр.). «Лучший плод». Нам это растение известно, как "эгле мармеладная", у него шаровидные плоды 5-10 см. с сладкой ароматной клейкой оранжевой мякотью.Его подарил Будде бог Брахма.

Белая раковина, закрученная направо. Она является символом победы и проповеди Дхармы. Раковина была подарена Будде богом Индрой. Она является его атрибутом.

Синдура (санскр.) - "красная". Минеральная краска, которая очень ценилась в Индии и применялась в ритуальных целях. Эту краску подарил брахман по имени Король-Звезда, как нечто превосходящее знания.

Белая горчица. Это - вещество защищающее от демонов. Горчицу подарил Будде защитник Ваджрапани.

Кроме того эти предметы объясняют аспекты учения. Например, плод "Фрукт билва", - "лучший плод" : лучшее достижение и т.д.

Продолжение следует

* - материал взят из лекций Марианны ван дер Хорст-Лем, Андрея Терентьева и книг Алмазного пути. Если Вы заметили какие-либо ошибки, или есть желание поделиться материалом - пишите.

Используются технологии uCoz